Традиционные еврейские похороны
Первые действия после констатации смерти
Внимание! В случае смерти близкого человека, необходимо немедленно связаться с еврейской службой похорон «Хевра кадиша» тел. (495) 410-0209, чтобы получить исчерпывающую информацию о том, как вам надо действовать в вашем конкретном случае. Не лишним будет поставить в известность о случившемся ближайшую еврейскую общину. Список всех московских еврейских общин с контактами здесь.
По возможности - оставить тело у себя дома до момента похорон, а сами похороны провести как можно скорее.
После констатации смерти открывают окна и закрывают покойному глаза. Переждав полчаса, с него снимают всю одежду, накрывают простыней (целиком - от лица до ног) и кладут тело на пол ногами к выходу из дома. Зажигают свечи вокруг тела (или хотя бы у изголовья).
В квартире или доме, где умер человек, всю воду, которая находилась в открытых сосудах, рекомендуется вылить. Следует завесить зеркала и картины.
Имеет смысл поставить в известность о случившемся горе ближайшую еврейскую общину. Обычно в общине есть разумные и добрые люди, которые окажут необходимую моральную и организационную поддержку. Список московских общин и их контактов смотрите здесь.
Важно, чтобы кто-то постоянно находился рядом с телом и читал Псалмы.
Необходимо приложить все усилия, чтобы избежать вскрытия тела и в особенности кремацию. Это не просто наш долг, а если хотите, - святая обязанность!
Внимание! Кремация тела не имеет никого оправдания, даже если сам покойный завещал его кремировать. Дело в том, что душе человека, которая покинуло тело, открывается новая реальность и новая информация о себе, поэтому его желания быть сожженным в прах больше не существует. Сегодня он хочет покоя и уважения к своему телу, он хочет, чтобы его похоронили по-еврейски! Не пренебрегайте последним желанием покойного! Подробнее о кремации читайте здесь.
Оглавление
Осмысления возможностей
Перед тем, как приступать к каким-либо решительным действиям, ознакомитесь с официальным порядком похорон. Всю необходимую информацию, включая телефоны всех экстренных служб, можно найти на официальном сайте Мэра Москвы. Вот ссылка.
Похороны — печальная, нервная и обременяющая для родственников процедура, поэтому квалифицированная помощь агента может существенно облегчить весь процесс организации похорон. В частности, диспетчер «Хевра Кадиша» может рекомендовать проверенного и опытного похоронного агента. В случае, если вы решили сами подыскать агента, его следует приглашать только через «Городскую специализированную службы по вопросам похоронного дела г. Москвы», чтобы не стать жертвой мошенников. Также не следует забывать, что агенты обычно настойчиво убеждают своих клиентов на удобные и выгодные лично для них схемы похорон: кремация и отпевания, которые противоречат смыслу нашей традиции. Поэтому наш совет: несмотря на всю сложность ситуации, воспользоваться услугами агентов, знакомых с еврейскими традициями, или взять оформление документов на себя.
Внимание! Перед тем, как заключать договор с агентом, следует в ультимативной форме сообщить о желании похоронить по еврейскому обряду и передать список необходимых требований, которые должны быть указаны в договоре.
Перечень требований к похоронному агенту
Кремации тела недопустима и исключена.
Как можно скорее обратиться в больницу или морг с заявлением об отказе от вскрытия тела и всех услуг по подготовке тела к похоронам (санитарная подготовка к захоронению, одевание, обмывание, косметика, дез. обработка, бритье, укладка волос, бальзамирование, устранение посмертных дефектов, вложение зубных протезов, ампонирование и т.п.).
В нашем случае от морга потребуется оказание следующих услуг: оборачивание тела в предоставленную простыню; укладка тела в гроб; вынос гроба с телом в катафальный транспорт.
Похороны тела на еврейском кладбище или еврейском участке.
Перечень необходимых ритуальных принадлежностей: гроб (самый простой, покрытый тканью), катафальный транспорт для перевозки тела.
Поручить проведение обряда похоронной еврейской службе «Хевра Кадиша»
Меры, необходимые для отказа от вскрытия и других услуг морга
Самый первый шаг, который необходимо предпринять как можно скорее, - это приехать в морг и добиться отказа от вскрытия тела и других услуг, таких, как санитарная обработка, бальзамирование, одевание и т.п. В этом вопросе следует посоветоваться с диспетчером «Хевра Кадиша».
Часто достаточно бывает написать заявление родственников с просьбой не производить вскрытия тела. В заявлении также следует указать, что вы отказываетесь от всех услуг морга по подготовке тела к похоронам и просите их выдать тело, завернутое в предоставленную вами простыню. Образец заявления об отказе от вскрытия можно распечатать здесь.
Внимание! Все, что потребуется для еврейских похорон, - это гроб (самый простой) и транспорт. С точки зрения нашей традиции все лишние похоронные прибамбасы просто неуместны. Люди рождаются и умирают одинаковыми, поэтому любое проявление роскоши расценивается как унижение покойного. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на вещах, имеющих ценность также после смерти – его добрых делах, их пытаются подменить роскошью похорон. Если у покойного есть отложенные деньги специально на похороны, то лучше потратьте их на помощь нуждающимся или деятельность общины, чем на неуместный шик. Именно поступки благородства - это настоящее уважение к умершему.
Выбор места на еврейском кладбище
Если вы уже являетесь обладателем участка на еврейском кладбище, на котором есть необходимое место, то этот вопрос снимается сам по себе. Помните, что по истечении 15 лет со дня похорон, родственникам разрешается использовать это место для вторичного захоронения.
В случае, если у вас нет места на еврейском кладбище, то вы сталкиваетесь с нелегкой дилеммой – приобретения места. Дело в том, что место под захоронение стоит денег. Однако, несмотря на всевозможные варианты, которые существуют на рынке, предпочтение надо отдать только еврейским кладбищам – это важный и принципиальный вопрос.
В Москве существует два отдельных действующих еврейских кладбища – Малаховское и Востряковское иудейское. Здесь вы найдете их контактные телефоны, адреса и схемы проезда.
Благодаря усилиям московской еврейской общины, которая курирует эти кладбища, там существуют вполне приемлемые цены. Более того, в случае, когда родственники не обладают необходимыми средствами (одинокие пенсионеры, многодетные семьи т.п.), то затраты на похороны (частично или полностью) оплачиваются за счет общины.
Рекомендации по оформлению места на кладбище
Оформлениея нового места на любом кладбище происходит только при личном визите. Необходимо приехать и показать документы, подтверждающие еврейское происхождение умершего и свидетельство о смерти; осмотреть и выбрать участок; оформить документы на могилу.
Вот перечень документов, которые необходимо предоставить для подтверждения еврейского происхождения: оригинал свидетельство о рождении умершего или его военный билет .
В случае отсутствия данных документов обращайтесь в еврейскую похоронную службу. Там вам подскажут, как еще можно подтвердить еврейство.
Для проведения захоронения тела на уже имеющемся участке, нужно (не позднее, чем за день до похорон!) заказать выкапывание могилы в конторе этого кладбища. Это может сделать владелец участка (либо человек с нотариально заверенной доверенностью). Если же владелец как раз и умер, то кто-либо из его родственников.
При оформлении заказа на выкапывание могилы необходимо при себе иметь:
гербовое свидетельство о смерти
удостоверение на могилу (там указано имя хозяина могилы)
паспорт заявителя (хозяина могилы)
деньги для оплаты услуг кладбища
Внимание! Подтверждение еврейства - это очень важное и актуальное дело. Пока еще не поздно, займитесь этим вопросом сейчас. Каждый пропущенный день – это упущенная возможность спасти судьбу ваших (будущих) детей и внуков, – это жестоко и не по-еврейски! Информацию о процедуре подтверждения еврейства Вы найдете здесь.
Порядок проведения еврейских похорон.
Вывоз тела из морга. В морг приезжают на уже заказанном транспорте вместе с гробом и обыкновенной простыней. После получение гроба с телом машина немедленно выезжаее в направлении кладбища. Наша традиция запрещает выставлять тело на показ для прощания, расценивая такой акт как проявления кощунства. Поэтому церемония прощания в морге не проводится.
Омовение и одевание тела. После того, как тело привезли на кладбище, его заносят в специальное помещение для омовения. Там волонтеры "Хевра Кадиша" тщательно моют все тело водой и одевают в похоронное одеяние - тахрихим. Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. В гробу предварительно выпиливают часть одной из досок (не менее 4 см. в длину), чтобы тело покойного касалось земли.
Прощание. Перед началом похорон родственники, друзья и близкие покойного собираются рядом с гробом, чтобы попросить прощения и попрощаться. Там у умершего просят прощение, в его честь говорят последние слова. Распространен обычай произносить в этот момент 16-й Псалом и молитву «Кейл моле рахамим». Затем, если есть миньян, сыновья покойного произносит «Кадиш Ятом». Распечатать тексты этих молитв можно здесь.
Надрыв одежды - обряд «Криа». Высшим проявлением скорби является криа — когда близкие родственники надрывают на себе одежду в знак траура и горечи от потери. При трауре по родителям криа делают с левой стороны, напротив сердца, по другим близким — с правой. Криа не делают на нижнем белье и верхней одежде (куртке, пальто). Перед тем, как надорвать одежду, произносят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Судья Истинно Справедливый».
Погребение. Тело выносят ногами вперед; все присутствующие следуют за гробом, исключение составляют родные дети умершего, которые едут впереди. Мужчины стараются принять участие в переносе тела и засыпании могилы; при этом лопату не передают из рук в руки – один человек втыкает лопату в землю, а другой берет ее. Перед погребением читают 91-й Псалом. После того, как могила засыпана, читают молитву К-ль малэ рахамим и Цидук аДин. Затем произносят (если есть миньян) погребальный Кадиш. Тексты необходимых Псалмов и молитв во время похорон можно скачать здесь или посмотреть здесь.
Окончание похорон. При выходе с кладбища присутствующие становятся в два ряда лицом к лицу; между этими рядами проходят родственники умершего, соблюдающие траур, а стоящие в рядах утешают их словами: Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму. Сразу после похорон уходят с кладбища, не посещая другие могилы. При выходе с кладбища обязательно омывают руки, но не вытирают их. Омовение делают из сосуда, не передавая его из рук в руки. После похорон принято дать цдаку – пожертвование бедным и на деятельность общины.
Еврейские «поминки». Устраивать «поминки» в виде всеобщего застолья у евреев, мягко говоря, не принято. По возвращении с кладбища родственники или друзья подают скорбящим «трапезу сочувствия". Важно, чтобы продукты для «трапезы сочувствия» были куплены, приготовлены и поданы скорбящим окружающими их людьми. Им подают хлеб (желательно круглую булку), крутое яйцо или вареную чечевицу. По традиции, все, что едят в эту трапезу, имеет круглую форму, - это один из символов траура, круговорот жизни и смерти.
Внимание! Не хоронят в субботу и в еврейские праздники (йом-тов). Кроме этих случаев, откладывать похороны даже на один день крайне нежелательно и допустимо лишь в исключительных случаях — к примеру, чтобы дать возможность участвовать в них единственному ребенку покойного. Задержка похорон — дополнительные страдания для души.
Краткие законы траура
Наша традиция открывает нам, что мы можем сделать, чтобы возвысить души умерших и заполнить пустоту в нашей душе, образовавшуюся из-за смерти любимых людей, - возвышенным светом.
Законы траура первых семи дней предписывают, в частности, отрешиться от обыденного — не ходить на работу (или учебу), не заниматься домашним хозяйством, не покидать дом и т.п. Тем самым на определенный период — сконцентрироваться на боли. Чтобы излечиться от нее и перейти к следующему этапу, когда воспоминания об ушедшем становятся светлыми и возвышенными. Законы траура помещают человека, переживающего утрату — временно дезориентированного и потерянного — в естественную для него среду. А окружающие получают возможность проявить милосердие, обеспечивая скорбящих едой и выполняя за него необходимые домашние работы.
Три периода траура
Первый называется "Шива" ("семь") и означает семидневный траур сразу же после погребения. Его соблюдают отец, мать, жена, муж, сын, дочь, брат, сестра умершего. Желательно, чтобы для выполнения "Шивы" близкие покойного собирались в его доме. Однако это условие не является обязательным.
Во время "Шивы" соблюдают следующие правила:
сидят на низких скамейках или на полу (можно использовать подушки, снятые с дивана и т.п.);
не носят кожаную обувь;
мужчины не бреются и не стригутся, женщины не пользуются косметикой;
работать не принято (в особых случаях следует проконсультироваться с раввином);
нельзя принимать ванну или душ для удовольствия, хотя мыться для соблюдения гигиены необходимо;
запрещена супружеская близость;
нельзя надевать новую или стираную одежду;
не следует читать Тору, за исключением книг Ийова и Ирмеягу; можно изучать законы о соблюдении траура.
уже с момента похорон обязательно чтение «Кадиша» - поминальной молитвы.
если нет возможности в дни «шива» собрать дома миньян для чтения «Кадиша», скорбящий (сын) обязан придти в синагогу и во время проведения молитвы произносить «Кадиш». Если скорбящая – дочь, можно попросить любого родственника или человека из общины, чтобы кто-то читал «Кадиш».
Если суббота приходится на середину "Шивы", все обряды, связанные с трауром, прекращаются (примерно за два часа до шабата) и возобновляются после окончания субботы. Тем не менее этот день засчитывается в счет семи дней "Шивы". В субботу не принято публично показывать, что человек находится в трауре. Поэтому запрещено в субботу: умываться, натираться ароматическими маслами, супружеская близость, изучение Торы.
Если на период "Шивы" приходится какой-либо праздник, траур полностью прекращают и не возобновляют после окончания праздника.
Если похороны состоялись в холь-амоэд Песаха или Сукот, траур соблюдается после окончания праздника. В диаспоре последний день праздника считается первым днем "Шивы".
Пурим и Ханука не относятся к числу праздников, которые прекращают траур, но в Пурим можно посетить синагогу во время чтения "Мегилат Эстер".
Если близкие узнали о смерти родственника с опозданием, то траур начинается с момента получения известия. Они могут присоединиться к остальным членам семьи покойного, если те еще продолжают сидеть "Шива". Если сообщение о смерти опоздало более чем на тридцать дней, траур не соблюдают. Нужно лишь снять обувь и посидеть час на низкой скамейке. Если умер кто-то из родителей, совершают криа (надрыв одежды).
Первым днем "Шивы" считается день похорон. Седьмой день недельного траура называется «йом ашива» - седьмой день. Сразу после утренней молитвы «Шахарит» авелим (скорбящие) садятся и молящиеся подходят к ним и утешают их, как принято по традиции, и после этого кончается недельный траур и присутствующие говорят им (авелим) подняться, как символ окончания траура.
Авелим, члены семьи и родственники приходят на кладбище в седьмой день. Посещая кладбище на седьмой день, в тридцатый день, в годовщину и при каждом посещении могилы принято читать Теилим – отрывки из псалмов, начинающиеся на буквы, из которых состоит имя покойного. Если есть миньян – читают «Кадиш Ятом». Ашкеназим добавляют к молитве «Эль малэ рахамим». Сефарды добавляют молитву за душу покойного «гашкава». Принято зажигать поминальную свечу.
Если седьмой день попадает на субботу или праздничные дни, посещение кладбища переносят на следующий день.
Второй период траура называют "Шлошим" ("тридцать"). В это время нельзя стричься, бриться, посещать концерты и увеселительные мероприятия.
Если на период "Шлошим" приходится один из главных праздников, траур прерывается и не возобновляется после его окончания.
Третий период траура, который называется "Авелут" ("траур"), соблюдается только по родителям. Он заканчивается через двенадцать месяцев со дня смерти отца или матери. Все это время следует избегать развлечений. Сыновья ежедневно, три раза в день, должны читать "Кадиш" в течение одиннадцати месяцев. По прошествии года со дня смерти отца или матери совершать траурные обряды запрещается.
Утешения скорбящих
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного. Посещать ее могут только близкие родственники или друзья, чья помощь необходима для организации погребения.
Близкие усопшего, "сидяшие "Шива", не должны готовить себе пищу после похорон. Этот обычай основан на отрывке из книги Йехезкеля, которому Всевышний во время траура повелел поступать не так, как положено остальным скорбящим. В частности, Всевышний сказал ему: "...и хлеба людей не ешь" (Йехезкель, 24:17). Из этого Талмуд делает вывод, что в период траура всем следует есть "хлеб людей". Поэтому приготовление первой трапезы для скорбящих соседями или друзьями считается мицвой. "Трапеза утешения" по традиции состоит из крутых яиц, форма которых символизирует непрерывность жизни и намекает на то. что за горем непременно придет радость. Участники трапезы собираются без гостей, едят молча. Если с похорон возвратились незадолго до наступления субботы или праздника (кроме дней холь-гамоэд Песаха и Сукот), "трапезу утешения" не устраивают.
Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. Традиция требует, чтобы посетители не начинали первыми разговор с родственниками покойного, авель начинает разговор первым.
В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах.
Заканчивая визит, произносят традиционную формулу сочувствия:
Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму.
hА-МОКОЙМ ИНАХЭМ ЭСХЭМ БИ-СОЙХ Ш’ОР АВЭЙЛЕЙ ЦИЙОН В-ИРУШОЛАИМ
הַמָּקוֹם יְנַחֵם אֶתְכֶם בְּתוֹךְ שְׁאָר אֲבֵלֵי צִיוֹן וִירוּשָׁלָיִם
«КАДИШ»
Трижды в день во время ежедневных молитв в синагоге сын обязан в течение одиннадцати месяцев читать поминальную молитву - "Кадиш". Выполнение этой заповеди рассматривается как дань уважения покойному родителю.
«Кадиш» обязан читать даже сын младше возраста бар-мицвы.
Чтение "Кадиша" требует миньяна - присутствия десяти взрослых мужчин. Поэтому следует заранее распланировать свое время так, Чтобы обеспечить возможность три раза в день молиться в синагоге.
"Кадиш" произносят стоя громко.
Если у покойного не было сына, просят читать «Кадиш» кого-то из родственников или кого-либо из членов общины.
Установка надгробного камня - Мацева - памятник.
Принято делать мацева - памятник на могиле покойного, чтобы было известно место захоронения его для всех, кто придет на могилу помолиться для возвышения души покойного. Сыновья обязаны построить памятник родителям, так как заповедь уважения к родителям дети обязаны выполнять даже после их смерти. Муж обязан сделать памятник покойной жене, а жена для покойного мужа.
По традиции принято делать памятник к тридцатому дню после похорон.
На памятнике должно быть выгравировано имя покойного (если имел еврейское имя, то нужно еврейское), имя его отца и дата смерти по еврейскому календарю.
Принято на памятнике в конце надписи выгравировать буквы, которые являются начальными буквами слов по фразе «тгэ нэшмато црура бэрор гахаим».
Порядок посещения могилы на тридцатый день по традиции такой, как и на седьмой.
Внимание! Для того чтобы заказать кадиш на 11 месяцев или чтобы увековечить память о Ваших близких согласно еврейской традиции, создайте мемориальную запись на в нашем сервисе Вечная память. Тогда мы сможем заблаговременно извещать Вас о наступающей годовщине смерти по еврейскому календарю (йорцайт) и специальных датах, когда читают поминальную молитву «Изкор», а также оказать помощь в соблюдении мемориальных еврейских обычаев.