Частые вопросы

Не бывает невыносимых людей, бывают узкие двери

*НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ*

Оглавление

Как традиция относится к кремации?

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

Смерть близких людей - огромная трагедия. Боль и скорбь личной утраты, как никогда, обостряет чувство преданности и любви. Неудивительно, что последние пожелания покойного в этот момент воспринимаются, как святой долг. Часто люди просят или, больше того, завещают в случае смерти кремировать их тела, и если не развеять прах в поле, то хотя бы поместить его в колумбарий недалеко от дома. Для любого нормального человека выполнить такое предсмертное желание покойного становится делом чести и высокой морали.

Тем не менее, я хочу поделиться с вами иной точкой зрения, в корне отличной от этой. Дело в том, что этика и мораль имеет свои конкретные корни, которые в самом обычном случае передаются в семье по традиции из поколения в поколение. Поскольку речь, все-таки, идет о евреях, то согласно нашей традиции (насчитывающей более трех тысяч лет) кремация тела - это поругание и издевательство, как над телом, так и над душой, не имеющее никаких, даже общечеловеческих, оправданий.

Практика сжигания усопших - это чуждая нам традиция, восходящая к самым древним видам идолопоклонства, известных своей запредельной жестокостью не только по отношению к мертвым, но, в первую очередь, к живым людям. К слову, ИГИЛ по сравнению с ними отдыхает. Поэтому я спрашиваю Вас: «СВЯТОЙ ДОЛГ – КРЕМИРОВАТЬ ПОКОЙНОГО – ЭТО ДОЛГ ИЗ КАКОЙ ТАКОЙ ТРАДИЦИИ?!»

Вообще-то, разумные люди перед тем, как сделать что-то очень важное в жизни, особенно то, что имеет далеко идущие последствия, проверяют все нюансы, советуются, изучают разные технические стороны. Поэтому давайте познакомимся с описанием процесса кремации, с тем, что происходит там, в печке за закрытыми дверями. Кремация тела происходит при температуре 1000 гр.ц или выше и занимает в общей сложности два часа. За это время останки покойного претерпевают различные этапы «перевоплощения». Не вдаваясь в подробности, поведаю лишь о том, что выгорание различных органов имеют свою отличную друг от друга природу. В связи с этим в самый первый момент контакта с раскаленным воздухом тело охватывают неестественные конвульсии, в дальнейшем по цвету огня персонал определяет, какой из органов сейчас выгорает (для неслабонервных – читать здесь http://www.ritual-uvao.ru/.../kremacia_v.../krematsiya, а смотреть фото здесь http://fishki.net/.../1270259-vnutri-pechki-krematorija.html). А теперь к этому описанию прибавьте то, что это тело Вашего близкого человека. Его руки Вас когда-то ласково гладили по голове, его губы Вас целовали, его глаза излучали улыбку, и вот они - горят разноцветным пламенем. Поэтому я спрашиваю Вас: «СВЯТОЙ ДОЛГ – КРЕМИРОВАТЬ ПОКОЙНОГО – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЛО ЧЕСТИ?!»

Обычно после крематория родственники устремляются в синагогу, чтобы помолиться за душу покойного, заказать чтение «Кадиша». Все мы хотим, чтобы души близких людей пребывали в раю и мире. Но, к сожалению, после кремации наши молитвы уже не всегда обладают той необходимой силой, чтобы помочь душе в ее «духовном восхождении». Поэтому я спрашиваю Вас: «СВЯТОЙ ДОЛГ – КРЕМИРОВАТЬ ПОКОЙНОГО – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЛО ВЫСОКОЙ МОРАЛИ?!»

Конечно, последняя воля покойного имеет особый вес, с этим необходимо считаться. Но кто сказал, что кремация – это и есть та последняя воля? В течение жизни в зависимости от обстоятельств и полученных знаний желания людей меняются. Люди не стоят на одном месте, они постоянно растут и развиваются, а вместе с этим меняются также их желания. Вот почему из двух составленных завещаний силу имеет только последнее. Человек умер, душа покинула тело, перед душой открылся новый мир – мир истины. В этот момент желания души меняются под влиянием новых знаний и новой реальности. Единственный источник, который может транслировать волю покойного после смерти, - традиция. Но традиция нам однозначно говорит, что душа всеми своими фибрами желает одного – быть похороненным по еврейскому обряду. Поэтому я спрашиваю Вас: «СВЯТОЙ ДОЛГ – КРЕМИРОВАТЬ ПОКОЙНОГО – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ?!»

Всем известно, что решение, как и где хоронить усопшего, принимают его близкие родственники – дети, мужья или жены. При этом часто забывают учесть мнение родителей, бабушек и дедушек. Ну и что, что их уже нет в живых! Их мнение на этот счет всем известно. Ведь именно они были проводниками еврейской традиции в Вашей семье. А в традиционной системе ценностей кремация равносильно Холокосту. Даже одна только мысль о том, что такая участь может постигнуть их любимого сына или внука, вызывала у них чувство холодного ужаса. Поэтому я спрашиваю Вас: «СВЯТОЙ ДОЛГ – КРЕМИРОВАТЬ ПОКОЙНОГО – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТО, ЧТО ЖЕЛАЮТ НАСТОЯЩИЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ?!»

По какому обряду следует хоронить еврея, исповедующего другую конфессию?

Есть такая тема, как смена веры. Вот, например, человек слыл евреем и стал христианином, или родился мусульманином и поддался в буддисты, или был воспитан агностиком и обратился в сектанты. Список, как вы понимаете, можно продолжить. Это нормально или как? Иначе говоря, вера и убеждения человека – это составляющая его свободного выбора (поэтому каждый подбирает удобную и прикольную версию под себя) или, все-таки, естественная приверженность семейным традициям и многовековым устоям (тогда смена конфессии – это акт, противоречащий человеческому существу, на вроде смены пола).

Это не праздный или теоретический вопрос. Ведь именно вера снимает противоречие между «прошлым», «настоящим» и «будущим», мотивируя нас активно жить и созидать. Иначе говоря, «будущие» чаяния человека, основанные на событиях из «прошлого», так часто и безнадежно разбиваются о реалиях «настоящего». Так откуда после очередного облома люди черпают столь необходимое воодушевление, для которого, по логике вещей, нет никаких явных причин? Ответ один – Вера!

Вера присуща всем людям без исключения, включая атеистов и агностиков, только у них она со знаком минус к той системе ценностей, которую предлагает религия. Вот и получается, что если бы не такое природное свойство человека, как Вера, то род человеческий бы не выжил.

Тем не менее, Вера или убеждения человека подразумевают четкую систему ценностей, согласно которой кого-то ждет светлое и безоблачное будущее, а кого-то - наоборот. Все декларируемые ценности подкреплены утверждениями очень авторитетных людей, их называют еще пророками. В каждой конфессии или учении есть свои пророки и, как следствие, своя отличная система ценностей.

Отсюда не составляет труда заключить, что те люди, которые изменяют своей традиционной вере, переходя из одной конфессии в другую, руководствуются не логикой вещей, а ничем не объяснимыми эмоциональными порывами. Ведь что мы понимаем в пророках, которые жили тысячи лет тому назад? Там только эмоции, только чужое обаяние, только животный страх перед неудачами, только безвольное подражание окружающим при полном отсутствии критического мышления.

В этом обилии различных конфессий, наверное, каждый задавал себе вопрос, почему Всевышний не дал инструмента, чтобы мы могли определить, где истина? По крайне мере, лично для себя я нашел ответ на этот вопрос – такой инструмент у меня есть. Дело в том, что я знаю таких людей, которые заинтересованы во мне не как в конфессиональной единице, не как в пропагандисте, не как в раввине, не как в надежном человеке, не как в соратнике по общему делу, не как брату, разделяющему общую судьбу. Они просто очень любят меня, желают мне добра, многое прощают, молятся на меня, не чают во мне души. Вот именно этим людям я доверяю без оглядки, гораздо больше, чем всем пророкам вместе взятым. Это, конечно, мои мама и папа, которые большую часть свою жизни прожили в Москве и пережили много лишений, чтобы жить, как должны жить евреи. Это также мои бабушки и дедушки, которые успели пережить погромы и испытали немало гонений за то, что они были евреи. Это мои прабабушки и прадедушки, познавшие все прелести царского режима, включая 25-и летнюю службу в русской армии, в которой вопрос веры измерялся количеством рубцов на теле и шрамов на лице. Это также мои более далекие предки, которые, чтобы не изменить своей вере, выбрали скитания и полуголодное существование, покидая Англию, Испанию, Францию, Германию, Австрию, Португалию и Литву. Это также мои прямые совсем далекие предки, времен первого и второго Храма, которые не могли мириться с теми завоевателями, которые запрещали жить согласно нашей традиции, и вели неравные войны с целыми империями.

Поэтому я для себя считаю противоестественным рушить свою связь с людьми, которые хотят мне только добра и лишены любых каких-либо иных амбициозных мотивов. Все они ждут от меня, что я, как и они в свое время, буду жить согласно нашим общим убеждениям – изучать Тору и соблюдать заповеди Творца, которые никогда не менялись и не подвергались ревизии. А Истина, по определению, - это то, что ни от кого и ни от чего не зависит и не меняется во времени!

И еще, наши еврейские предки вложили в нас не только свою душу, но и немало финансовых вливаний. В наш век экономического засилья, финансы - это не пустой звук. Ведь во многом то, что мы сейчас имеем: квартиры, дачи, машины, капитал и достойное образование – это их прямые инвестиции, которые они вложили в нас, зачастую в ущерб собственным интересам и даже здоровью. Я хочу спросить, как называется человек, который сознательно «кидает на бабки» своих самых близких и надежных людей, практически оставив их без средств к существованию, только потому, что кто-то чужой одурманил его своим обаянием?!

Подводя итог скажу: еврей, вне зависимости от его отношения к вере отцов, для своих братьев всегда остается родным. И поэтому хоронить его следует по-родному, по-еврейски!

Что происходит с нами после смерти ?

Кто не любит себя, свое собственное Я?! Источник вдохновения, убежище от несчастий и невзгод. Философы с психологами сломали немало копий, чтобы докопаться до этого самого сокровенного Я. Но тщетно. Никто из великих так и не смог облечь наше обыкновенное Я в безоговорочные научные формулировки.

Я – это мои мысли? Я – это мои чувства? Я – это мое тело? Ответ на все эти вопросы – НЕТ. Мысли и чувства постоянно меняются, тело тоже подвержено изменениям. Но Я не может меняться никогда. В противном случае, мы не могли бы полагаться на людей, которые списывали бы все свои обещания и обязанности на того другого «Я», когда настоящий «Я» тут ни при чем.

В общем, это как раз тот случай, когда науке без традиции обойтись невозможно. Согласно нашей традиции, древнейшей на земле, Я – это неизменная сущность нашей уникальной личности или, просто говоря, – душа. Я - это и есть душа! Все происходящее с нашей душой скрыто от нас и далеко за пределами нашего сознания. Тем не менее, попробуем приоткрыть завесу, основываясь на информации, которую наши мудрецы по традиции передали нам.

В этом коротком опусе о душе я постараюсь очень кратко, без лишних подробностей, доступно, насколько это возможно, рассказать, что происходит с нашей душой еще до рождения, в момент смерти и после нее. Тема души довольно подробно освещается в Талмуде, в каббалистической книге "Зогар", в книгах учения Аризаля и других.

Две стадии облачения души в материальное тело принято называть «зачатием» и «рождением». Уже в сам час зачатия Всевышний определяет, каким станет будущий человек: это будет мальчик или девочка, слабый или крепкий, бедный или богатый, высокий или низкий, – и так все будущие свойства. Пока зародыш находится в чреве матери, его душа «видит от одного края мира и до другого». В то время она все еще обладает совершенным духовным знанием.

По окончании срока беременности ангел, поставленный над этой душой, говорит: «В этот час пришло твое время появиться на свет». И душа спрашивает у него: «Почему ты хочешь выгнать меня отсюда в этот мир?» А он отвечает: «Знай, что не по своей воле ты была создана, и не по своей воле родишься, и не по своей воле умрешь, и не по своей воле в будущем будешь держать ответ перед Царем всех царей». И он извлекает новорожденного на свет. В то же мгновение младенец забывает все, что видел и знал, и плачет о блаженном мире, который утратил.

Каждый человек приходит в этот мир для особой миссии, которую в состоянии выполнить только он. А когда миссия души в земном мире завершена, или время, отведенное для нее, закончилось, она сбрасывает свою земную «одежду». Этот момент мы привыкли называть «смертью».

Когда человек лежит на смертном одре и Мера Суда парит над ним, намереваясь забрать его из этого мира, его душа поднимается на новый уровень, где она не была при жизни и откуда видны вещи, обычно скрытые от людей. Душа видит Творца, а также близких родственников и друзей, покинувших мир.

После наступления смерти душа находится в большом смятении и тревоге. Она стремится вернуться снова в тело, где пребывала до сих пор, но это уже не в ее власти. Новая реальность, которая в этот момент открывается душе, приводит к переосмыслению всей жизни, у нее пробуждается сильнейшее желание изменить свое поведение, исправить все, что духовно тяготит ее сейчас. Но уже поздно, обратного хода уже нет. Для людей, которые всю жизнь отождествляли себя исключительно с телом, этот процесс протекает особенно тяжело.

Пока тело ещё не предано земле, душа испытывает сильнейшие муки, наблюдая все, что происходит с ним. Вот почему наша традиция требует скорейшего погребения и максимального уважения к умершего, запрещая вскрытие, бальзамирование, все манипуляции с телом, тем более кремацию. Можно себе представить боль, которую испытывает душа, когда видит своё родное тело в циничных руках работников морга или охваченное огнём в печи крематория.

Почти все души проходят постепенный процесс перехода из этого мира в мир Высший. После похорон возвышение души происходит в несколько этапов: 3 дня, 7 дней, 30 дней и 12 месяцев. Отсюда происходят периоды траура.

Три дня: тело еще не изменилось, и душа парит над ним, намереваясь вернуться.

Семь дней: в течении этого времени душа мечется от дома к могиле и от могилы к дому и оплакивает тело.

Тридцать дней: через три дня после смерти начинается активная фаза Суда и духовного очищения. В течение тридцати дней после похорон душа держит ответ за свои поступки вместе с телом. Поэтому она остается внизу и не поднимается на свое место.

Двенадцать месяцев: На протяжении первых двенадцати месяцев после смерти тело еще не полностью разложилось и душа может спускаться к нему и подниматься обратно. После этого срока душа окончательно поднимается наверх, кроме внешней ее части, которая вместе с телом покоится в земле и ожидает воскрешения из мертвых.

До воскрешения из мертвых души праведников блаженствуют в раю (Ган Эден), где они наслаждаются близостью к Творцу. В раю есть множество различных уровней – чем праведнее был человек, тем выше его место в раю и тем более высокого порядка наслаждение испытывает его душа. Души людей, которым Высший суд присудил пройти процесс духовного очищения, в течение определенного времени находятся в Геиноме - Ад. Ад можно уподобить прачечной, где подвергаются «стирке» все оказавшиеся там души. Муки, которые они при этом испытывают, очищают их от всех грехов. В аду душа человека пребывает не более 12 месяцев. Как и в раю, там существуют различные уровни.

После очищения, санкционированного Высшим Судом, душа «переселяется» в рай и ждет наступления Эры Мошиаха, когда удостоятся соединиться с телом во время воскрешения из мертвых.

Вот краткое описание приключений нашей души или того самого сокровенного Я, которого мы все так любим. Но что самое главное: многое на этом пути зависит от каждого из нас, от заслуг выбора, который мы делаем каждый день. И кто знает, может завещание, которые Вы составите сейчас, чтобы в случае смерти Вас похоронили по-еврейски, станет той великой заслугой, которая продлит Вашу жизнь и станет весомым аргументом защиты на Высшем Суде!